Алтай 2013. День 2
aptem59

День 2. 28/07/2013.

На второй день был запланирован еще один поход в гору. Гора Луковка (также известны названия Луковая, Сугун-Туу, Суганда, Сугунда) [ wikimapia ]. По некоторым данным, свое название она получила благодаря тому что на ее склонах растет 6 видов дикого лука. Высота - всего около 630 метров, но не смотря на это она является одним из основных экскурсионных объектов в районе села Аскат и окрестных турбаз. Добираться довольно далеко по расстоянию, но справлюсь как-нибудь. Дойдя до поселения Аскат, встретил на его улицах много коров, коней, лошадей и немного местных жителей. Вступив с ними в контакт, разузнал примерно как идти и как найти тропу наверх.

01. А теперь ура, для всех желающих повторить восхождение есть карта:

Словесное описание маршрута: нужно пройти сквозь поселение Аскат по "главной улице" - она отличается от остальных бетонными столбами ЛЭП, затем долго пилить по колее, по полю вдоль хребта. Там будет слева заборчик из жердей (по моему - чье-то конное хозяйство), потом он закончится практически у самой целевой горы. Ее нужно чуть обойти справа и искать тропу. На экскурсии на нее водят теперь мало - подъем хоть и небольшой, но довольно сложный - поэтому тропу можно найти не сразу. Если по пути вверх и вниз на Обзорную я встретил 7 человек, то здесь - всего 2х. Это была молодая пара из Томска, которые сказали что "вчера сюда приходили, но не нашли тропу. А сегодня со второго захода, выяснив детали в местном буддистском центре, нашли!".

Если та молодая пара была на машине и оставили транспорт в Аскате, то я прошел путь до него пешком (это 2,8 км), а от центра села пеший путь занимает еще около 4,1 км. Это путь в одну сторону без учета подъема. Итого получаем что моя прогулка была около 14 км.

В Аскате я зашел в местный магазинчик пополнить запас воды. Магазинчик был крошечный, цены невысокие, но что меня поразило - так это то что в наличии было 3(!!) вида разливного пива из кег!

02. Итак, вернемся к походу. Первое, что привлекло мое внимание - это мост в Аскат. Нет, не тот который современный автомобильный - в нем нет ничего особенного. Рядом был подвесной пешеходный мост:

Он был чуть поломан посередине, но это не мешало некоторым любителям переходить реку по нему. Отмечу, что подобных мостов через Катунь довольно много.

03. Мост чуть ближе:

04. Рядом с мостом камни оранжевого цвета:

05. После моста через реку стоит информационная доска. Как говорится, репосчу:

На карте видим такую точку, как "Серебряный родник". К этому роднику я ходил несколько раз, набирал там воду. Вода очень вкусная! Местные утверждают, что свое название "серебряный" родник имеет не случайно: вода очень чистая и содержит в себе много серебра. Говорят, что если набрать ее в плотно закрытую бутылку - можно хранить ее целый год, и вода не потеряет вкусовых свойств. Проверить это по понятным причинам мне не удалось - поверим на слово!

Также видим там 2 объекта типа "музей-усадьба", "мастерская": их посещение я оставлю на пенсию.

Видим объект "Голубые озера". Его посетить мне не представилось возможным по причине сезонности их наличия: они появляется осенью, когда уровень воды в Катуни спадает, и существуют всю зиму. Весной, когда вода большая - озера становятся частью русла реки.

Видим 2 горы: г.Межелик и моя цель на сегодня: г.Сугунда. Поход на г.Межелик я решил не осуществлять.

06. Одно из первых строений в поселении - сувенирная лавка (а внутри села я обнаружил еще несколько):

07. Затем я встретил еще один информационный щит:

Я согласился со всеми пунктами данного лицензионного соглашения, не был на квадроцикле, ничьи машины мыть в реке не собирался и побрел дальше.

08. Это здание с надписью "Аскатский Сельский КЛУБ" и чуть провалившейся от старости крышей вызвало улыбку:

09. Сельские мотивы:

10. Еще сельские мотивы. Это как раз та центральная улица, со столбами:

Как видим, дорога русская, и удобрена минами. Как я не старался лавировать, выбирая менее грязный путь, на обратном пути таки встал кроссовком в свежую коровью лепешку!

11. Вышел из поселения. Далее держался колеи, стараясь не лезть в сырую траву. Часть ночи шел дождь, с утра - конечно же обильная роса, пасмурно, но уже стали видны просветы в облаках:

Если путь на гору обзорная пролегал в значительной близости к дороге и было всегда достаточно шумно - то путь на эту гору, напротив, очень тих. Только естественные природные звуки в тишине: птицы, насекомые, пасущиеся домашние животные. Потрясающее ощущение для жителя мегаполиса!

Еще примерно здесь я прикрутил на объектив поляризационный фильтр. Никогда не снимал с ним раньше, посмотрим что из этого получится.

12. Одиноко стоящее дерево:

13. Еще одно подобное верхнему фото:

14. Вот такая панорамка (6 фото) на хребет:

15. по пути моего следования влажно, но это все очень удобно пасущимся здесь коровам и лошадям - и трава растет зеленее, и всегда есть что попить:

16. Тропа вверх найдена, шагаем вверх:

17. По мере подъема угол становится все круче и круче. Сложно передать это на фото, ну как то вот так:

Восхождение на эту гору мне понравилось больше всех остальных тем, что в какой-то момент тропа шла шла, и "потерялась". Дальше ее не было. Нужно было карабкаться вверх по камням, и далее сверху тропа продолжалась.

В то время пока я стоял и фоткал окрестности, меня догнала молодая пара из Томска. Девушка решила остаться и выше не лезть, парень же побрел в гору и спустя какое то время взошел на вершину, где я уже загорал.

18. На вершине горы - натянуты цветные флажки:

Также я из какого-то источника узнал, что это место - вершина горы - является местом Силы!

Отдохнув на вершине, я побрел назад. Парень начал спуск раньше меня. Теперь уже я догнал их во время спуска, и какое-то время мы спускались вместе.

19. Внезапно я почувствовал ногами что-то непотребное. Разгреб кучку:

Так это ж - лед! Скорее всего, это град, довольно крупный - льдинки до 2х сантиметров в диаметре - после вчерашнего дождя. Удивительно! И это найдено летом, в конце июля, солнечным днем! И причем, так аккуратно "сложен" кучкой под небольшим слоем листвы и грязи...

20. Мои спутники удивлены не меньше:

21. Путь домой. Встречаются свободно пасущиеся коняги:

Они все чистые, спокойные, никуда не спешат, жуют травку и пьют воду в низине. Приятно смотреть. Те же лошади, что предлагаются в прокат - стоят привязанными на небольшом пятачке земли, где в радиусе привязной веревки уже нет ни единой травинки, там же откладывают "мины" - в общем, после увиденного в лесу "работающий" состав жалко...

22. Дошел до моста. Около него еще походил немного:

23. Еще:

24. Еще:

Пофоткав у моста, я добрел до дома, пообедал и как раз начался дождь - а я пошел спать.

25. Дождик еле моросил, спать мне больше не хотелось. Я купил пакетик алтайских семечек (всегда стараюсь покупать продукцию местных производителей), и побрел с зонтом погулять. После, или даже во время, дождей повышается влажность и наступают туманы. Примерно вот так:

26. Малышка:

Немного истории о поселении "Турбаза Катунь".

Как я прочитал в интернете, до 1968 года на ее месте был филиал Бийской турбазы. Затем место развивалось, построили двухэтажные корпуса, построили зимний корпус (сейчас этот корпус является единственным функционирующим зданием старой постройки. В нем располагается Центр восстановительного лечения "Беловодие"). Хотя нет, есть еще одно действующее, маленькое одноэтажное - там сидит бухгалтерия этого заведения.

Кроме корпусов построили столовую, различные развлекательные заведения ("Коктейль-бар"), административные и подсобные здания, электростанцию.

За сезон в 1983 здесь отдыхало более 15 000 человек. Одновременно "Катунь" могла принять 480 туристов (в 1967 году - только 60). Турбаза "Катунь" первая в стране организовала конный маршрут. Первой в Алтайском крае она начала обслуживание родителей с детьми. (источник: http://www.altaitur.com/pg-id-166.html)

Итак, теперь - обещанные в прошлом дне картинки того, что стало с базой отдыха.

27. Когда едешь мимо таких ворот - мыслей о том, что за ними есть что-то функционирующее, никак не возникает.

28. Заходим внутрь. Пасмурная погода только "придает шарма" всем этим зловещим фоткам. Явно давно не функционирующее, судя по зарослям, здание. На фоне него выцветший плакат с адресом интернет-страницы вызывает смешанные чувства:

29. Вышарканная краска на полу, выцветшие частично уцелевшие фотографии на стенде, грязные советские стулья типа "4 сидения":

30. Очевидно, что это и есть те самые двухэтажные корпуса, о которых упоминается в статье по ссылке выше. Теперь они все пустуют:

31. По покосившейся лестнице вверх нужно идти с особой опаской:

32. Все зарастает высокой травой:

33. Что-то построить вообще не успели, только вбив сваи:

34. "Зимний дом" (функционирующее сейчас здание). Чуть обновлено снаружи:

35. Какое-то административное здание:

36. Еще жилые корпуса:

37. Встречаются Образцы классической советской мебели на ножках:

Судя по тому, что окна "запенены" - можно даже предположить, что корпуса эти последний раз использовались по прямому назначению не так давно. Кстати, внутри там практически везде есть кровати и матрацы. Думаю, желающие могут "остановиться" в таком номере совершенно бесплатно.

38. Вход в заведение:

39. Далее отдыхающие направились гулять до моста:

40. "Пойдем! - говорит - Мост крепкий!":

41. Точка съемки повыше:

42. Ребенок едет с мамой:

43. HDR-чик из фотика:

44. На мосту:

45. Смотрим на закат:

Итак, ключевые слова для данной статьи:

- Маршрут на гору Луковка (Алтайский край, Чемальский район, Аскат)